Почему нельзя списывать на экзаменах? — казветакадемия.рф Почему нельзя списывать на экзаменах? - казветакадемия.рф

Почему нельзя списывать на экзаменах?

20.11.2017

 

Я набрал эту фразу в поисковой строке браузера и получил подборку из ответов на свой вопрос, где первые 10 строчек занимали сайты, на которых объясняется, как списывать на экзаменах!

И вот тогда я решил написать об этом в свой блог. Дело в том, что все годы работы преподавателем в академии, рьяно боролся со списыванием, считая, что это одно из серьезнейших нарушений учебной дисциплины!!!

Данная проблема (списывание)очень актуальна в современном обществе, она заставляет нам задуматься о том, можно ли вообще списывать, и как это отразится в дальнейшем.

Важно понимать, что главное в учебе — это знания, а не оценки!

Я нередко слышу от наших работодателей: «Ваши выпускники очень плохо подготовлены как специалисты, но при этом у них очень высокие оценки в дипломах, Нередко выпускники с красным дипломом не в состоянии решить элементарные производственные задачи».

Понимаю, что причин этому несколько, но списывание на зачетах и экзаменах – самая отвратительная из них.

К сожалению, сегодня списывание – это естественная составляющая учебного процесса в современной школе и современном ВУЗе.

В этой статье собраны различные цитаты, которые мне удалось обнаружить в свободном доступе в интернете. Чтобы не загружать публикацию лишней информацией, здесь вы не увидите ссылки на источники, но если кто-то заинтересуется откуда взята эта цитата, то вы можете скопировать эту цитату или ее часть и разместить в поисковой строке интернет браузера, который сразу покажет вам источник.

Итак, что же такого плохого в списывании?

Как обстояло дело в советское время? Конечно, списывали всегда и много, но, главным образом, у более умных учеников. В нашей культурной традиции списывание у одноклассников никогда не считалось позором, а было просто одним из способов решения проблем с отметками на контрольных и с домашними заданиями.

В то же время не дать списать — означало прослыть жлобом, жадиной и чёрствым человеком, который не помогает товарищу в трудную минуту.

В современной школе ситуация коренным образом изменилась.

Во-первых, возросло количество детей, нуждающихся в постоянном списывании, потому что осилить школьную программу хотя бы на устойчивую четвёрку они не могут.

Во-вторых, в разы возросли возможности списывания, и ходить на поклон к одноклассникам стало практически не нужно: есть «решебники» и интернет.

И третья, самая главная причина, в том, что сама школа начала активно подталкивать детей к этой противоправной деятельности в таких масштабах, которые и не снились в советской школе, поскольку получение детьми хороших отметок, а не знаний, стало приоритетной задачей нашего образования.

Дети всё видят и понимают, что не списывать и получать честный, но худший, чем возможно, результат просто глупо.

А что же в высшей школе?

«Когда на чаше весов — зарабатывание денег для оплаты жилья и добросовестная учеба, я всё-таки выберу первое», — считают студенты. По данным Мониторинга студенческих характеристик и траекторий, проведенного НИУ ВШЭ в восьми ведущих российских вузах среди студентов-менеджеров и экономистов в 2014 году, 17 % считает, что большинство экзаменов можно без труда сдать с помощью списывания.

«Зачем нам вступать в бессмысленную борьбу со списыванием? Те, кто хочет, будут учиться. Остальных не заставить», — считают многие преподаватели вузов.

Стабильность халтуры в университетах подпитывает так называемый «договор о невовлеченности». Его суть в том, что обе стороны — преподаватели и студенты — удовлетворены ситуацией и не хотят ничего менять.

В России отсутствует культура наказания за читинг (списывание). Если открыть уставы крупнейших российских университетов, то фраза «академическое мошенничество» там не встречается.

Преподаватели просто не знают, как правильно поступить, если поймали учащегося со шпаргалкой, руководства к действию нет, как нет и четких определений читинга для его идентификации.

Иван Любимов,старший научный сотрудник Института экономической политики имени Гайдара: «История списывания в России начинается с 20–30 годов, когда высшее образование стало массовым».

В тот момент, по словам эксперта, значительно увеличилось число преподавателей, которые не знали в полной мере свой предмет. А также студентов, которые были не готовы к возросшей нагрузке. В 90-е годы более 70% молодых людей в возрасте 17–22 лет получали высшее образование. С появлением коммерческих вузов и постоянным ростом их числа высшее образование перестало быть привилегией.

Мотивация на получение знаний сменилась учебой ради диплома.

«Карьера в России слишком сильно зависит от связей, удачи и недостаточно сильно от знаний, чтобы убедить студента учиться ради образования», — подытоживает Любимов.

Как к списыванию относятся в других странах.

Списывание на экзаменах, оказывается, является огромной проблемой в разных странах мира. Особенно остро данная проблема встала в наши дни, когда многие учащиеся активно для списывания используют новейшие технологии, которые трудно выявить.

В большинстве западных вузов со списыванием борются «кодексы чести» (honorcode). В них прописано, что расценивается как читинг, фальсификация и плагиат и какое наказание должен понести провинившийся. В некоторых университетах дается определение «соучастника акта списывания» — это учащийся, который наблюдал за мошенничеством однокурсника, но не сообщил профессору.

В Университете Нотр-Дама (Франция) работает отдельный комитет, который следит за выполнением такого кодекса. Он же выносит решения о наказании за академическую халтуру. В Университете Майами среди возможных наказаний за списывание — посещение специальных лекций, где студенту рассказывают о пагубных последствиях академического мошенничества. Среди них падение репутации вуза, профессионализма выпускников и в целом ухудшение конкурентоспособности системы образования на глобальной арене. Причем оплачивать лекции студент должен из своего кармана.

Анна Косинская, магистрант Университета Сити: «В моем вузе нет ни одного предмета, который нужно было бы зубрить». По ее словам, списывание предотвращает грамотная организация учебного процесса: система оценок более детальная. В вузе отсутствует субъективное «сдал — не сдал», оценка выставляется в процентах и считается по сложной формуле.

Владимир Михайлович Филиппов, председатель Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки РФ, выступая на Эхе Москвы:«Я помню, со мной на ТВ выступал наш выпускник певец Пьер Нарцисс. И он говорил, что в Камеруне у них действует аналог ЕГЭ, но если на экзамене поймают кого-то, кто списывает, у них по национальному ТВ позорят всю его семью….

Когда я был с рядом ректоров в 2003 в Египте в Хелуанском университете, мы спросили, почему у них ЕГЭ действует примерно 30 лет, и не было скандалов. Дело в том, сказали, что Египет — мусульманская страна, за попытку вмешательства в ЕГЭ срок тюрьмы от 25 лет и выше. Считается, что это развращение молодежи.»

В Камеруне стыдно, а у нас в порядке вещей. В Египте понимают, что это развращение молодёжи, а у нас, наоборот, приучают детей к мысли о том, что хороший результат зависит совсем не от труда, потраченного на его получение.

В 2004 году американский экономист Пол Граймс опубликовал кросс-культурное исследование об отношении студентов к списыванию. Работа охватила восемь стран с переходной экономикой: Россию, Украину, Беларусь, Киргизию, Латвию, Литву, Хорватию, Албанию. И одну страну с рыночной экономикой — США.

Самыми «нечестными» оказались российские студенты: лишь 12 % никогда не были свидетелями нечестной сдачи экзаменов во время обучения. Порядка 70 % видели, как списывают их одногруппники более десяти раз. Для сравнения: в США доля составила 15 %. В общей сложности в академической нечестности признались 60 % российских студентов, говорится в работе.

Китайских абитуриентов, поступающих в университеты, за списывание будут наказывать тюремным заключением. Согласно новой поправке вуголовный кодекс, в случае жульничества на вступительных экзаменах абитуриент может получить от трех до семь лет тюрьмы. Кроме того, в течение трех лет он не сможет подавать документы в любой китайский государственный вуз.

В Бельгии, к примеру, учащимся запретили приходить на экзамены с наручными часами. Дело в том, что большинство их моделей позволяет использовать часы в качестве подсказки на экзамене — в них встроен мини-компьютер.

Если в США какой-то студент попадается на списывании, он сразу же вносится в «черный» список многих учебных заведений страны, и таким образом у него может уже никогда не быть шансов на получение высшего образования. Именно поэтому в данной стране самый низкий уровень списывания, учащиеся предпочитают получать низкие отметки, но не пожизненную дисквалификацию.

Во Франции каждый год там ловят на списывании более десятка человек, при этом наказание за эту провинность по сравнению с США достаточно мягкое – пять лет дисквалификации.

В Италии проблема списывания на экзаменах была столь существенной, что практически все экзамены сегодня учащиеся этой страны сдают устно.

В Японии такого понятия, как списывание, нет вообще — с детства учащихся приучают к тому, что учиться необходимо качественно, без различного рода ухищрений.

Как предотвратить списывание?

Часто и молодые педагоги, недавно окончившие высшее учебное заведение, и учителя с немалым стажем сталкиваются с проблемой списывания.

Лучший помощник здесь – опыт, но не бывает практики без теории, поэтому здесь собраны некоторые рекомендации для педагогов.

Хороший учитель это не только человек, задача которого научить, это тонкий психолог и воспитатель. Поэтому педагогу нужно уметь не столько пресекать списывание, хотя это и очень важно, сколько привить ученику понимание того, что оно не приносит пользы. Сделать это довольно сложно с учетом того, что именно оценка является основным показателем успеваемости, а желание получить балл повыше выходит на первый план.

Можно, например, поставить перед студентами риторический вопрос: кому хочется лечиться у врача или ездить по мосту, построенному инженером, если все свои экзамены они списали?

Часты случаи, когда намного проще предупредить нарушение, чем бороться с ним по факту.

  • Подбодрите учеников перед началом теста, экзамена, контрольной парой слов, заверьте их в том, что они хорошо владеют программой и все смогут хорошо написать.
  • Апеллируйте к сознательности и честности. Метод не всегда действенный, зато красивый.
  • Впустите учащихся в аудиторию непосредственно перед экзаменом. Рассадите их в случайном порядке. Это позволит нивелировать выгоду от спрятанных или записанных на парте шпаргалок.
  • Правильно организуйте рабочую среду. Перед экзаменующимся не должно быть ничего, что не было б определено процедурой. Для личных вещей лучше выделить отдельное место. Принесенную воду, шоколадки и прочее стоит также попросить оставить на специально отведенном под эти цели столе.
  • Вопросы экзамена, контрольной, самостоятельной работы лучше сделать в виде теста, если это позволяет предмет. Время на его выполнение должно зависеть от количества вопросов.
  • Если сдающих немного, их лучше рассадить по одному за парту.

Интересные методы не допустить списывание.

Как и в случае с выдумкой учащихся в направлении хитросплетений списывания, учителя также бывают довольно изобретательными в противодействии этим стремлениям.

Вот лишь некоторые интересные методы:

  • В Индии на одном из экзаменов присутствовали специально обученные обнаружению шпаргалок собаки. Неизвестно нашли они их или нет, но студенты недюжинно перепугались.
  • В Китае некоторые экзамены проводят в открытом поле или на улице, при этом парты стоят на приличном удалении друг от друга.
  • Во многих университетах США существуют братства, в кодексе чести которых значится запрет на списывание. Провинившихся с позором исключают.
  • Во Франции за уличение в списывании на выпускном экзамене могут лишить права повторной сдачи на 5 лет, в Китае – навсегда, без чего поступить в вуз невозможно.
  • Во многих странах уже давно во время экзаменов используются маленькие парты, где можно положить только листок. Также широко применяется видеонаблюдение, а для предотвращения списывания с мобильных устройств ставятся специальные глушители сотовой связи.

Практические советы для преподавателей.

  1. Будьте бдительны. Заметить списывание легко, для этого просто нужно наблюдать.
  2. Попросите убрать все лишнее с парты – тетради, учебники, пеналы.
  3. Следите за поведением. Неестественность позы, нервозность, возбужденность, неусидчивость, постоянное отвлечение от работы – верные признаки того, что человек списывает.
  4. Не позволяйте покидать аудиторию до завершения работы (метод жесткий, подходит для учащихся старшего возраста, широко практикуется в США).
  5. Следите за использованием технических устройств. Многие электронные органайзеры можно использовать в качестве шпаргалок, а с виду они не отличаются от обычных калькуляторов.
  6. Проверяйте учебные материалы. В словаре, в географическом атласе легко можно спрятать или написать шпаргалку. Излишнее внимание к этим предметам может сигнализировать об использовании запрещенных инструментов.
  7. Если у вас возникли сомнения по поводу честности написания работы промежуточного контроля, на следующее же занятие можно дать мини-тест или один из вопросов, которые были на самостоятельной. Сравнение ответов позволит сверить результат.
  8. Специфическая область – списывание или плагиат в домашних заданиях, в первую очередь при написании эссе, сочинений, рефератов. Для обнаружения списывания в этой области учителю пригодятся онлайн-ресурсы проверки на плагиат, поскольку почти все готовые тексты имеются в Интернете. Например, списывание можно проверить с помощью бесплатной программы AdvegoPlagiatus.

Как заключение.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев считает возможным прописать на нормативно-законодательном уровне дисциплинарные меры вплоть до увольнения студентов, которые списывают, а также аспирантов и преподавателей, которые занимаются плагиатом.

«Давайте, может быть, подумаем. Я не уверен, что это должно быть прямо в законе, может быть, достаточно общей нормы в законе и, допустим, какой-то нормы в подзаконном нормативном акте, в постановлении правительства. Этого вполне будет хватать для того, чтобы принимать меры дисциплинарного воздействия, вплоть до увольнения студентов, аспирантов и преподавателей, которые уличены в соответствующих правонарушениях», — сказал глава правительства.

Вместе с тем он подчеркнул, что это сложная модель, которая вызовет большое количество конфликтов. «Но если мы все-таки хотим с этим бороться, на нее надо идти», — добавил Медведев.

Удачи Вам в борьбе со списыванием!

Все публикации